Выезд через Тюкалинский тракт на север региона. Расстояние от Омска до Усть-Ишима 481 км.

Поездка в Усть-Ишимский район станет для вас настоящим приключением! Это самый удаленный от административного центра район на территории области, дорога до него составит порядка 12 часов, однако это стоит того! Ведь Усть-Ишим дал название одной из археологических культур таежного Прииртышья, и вы сможете посетить места раскопок и узнать удивительную историю заселения Сибири. Кроме этого вы побываете в старинных храмах, познакомитесь с обычаями сибирский татар, насладитесь красивейшей природой и узнаете все легенды этого таинственного места.

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №1
 

Усть-Ишимский район находится на северо-западе Омской области. Площадь района — 7 900 км². Основные реки — Иртыш, Ишим, Бича, Большая Тава.

В Усть-Ишиме находится церковь История Усть-Ишимского Свято-Никольского храма. Также в Усть-Ишимском районе находится около 60 археологических памятников. Так что не будет преувеличением сказать, что эта земля буквально 'дышит' древностью. То там, то здесь по Иртышскому или Ишимскому крутояру можно заметить осыпавшиеся за века валы и рвы - остатки оборонительных сооружений.

География и археология

Село расположено на северо-западе Омской области, в пределах Ишимской равнины, являющейся частью Западно-Сибирской равнины, на левом берегу Иртыша в устье реки Ишим.

По автомобильным дорогам расстояние до областного центра города Омск составляет около 560 км, до ближайшего города Тара Омской области — 260 км. Район граничит на востоке с Тевризским районом, на юге — Большеуковским районом, на западе и севере — с Тюменской областью.

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №2
 

Северная часть в значительной мере представляет собой поднятую на 60-70 м над уровнем Иртыша древнюю водораздельную равнину Тобольского материка, почти полностью заболоченную, кроме долин правых притоков Иртыша, где находится самая низкая точка Омской области — 41 метр у уреза воды (берег Иртыша возле деревни Кайнаул). Южная часть района разделена долиной Ишима, врезающейся на 15 -25 м в окружающие заболоченные водораздельные пространства Ишимской равнины.

На правобережье Иртыша (север района) территория сильна заболоченна, а во многих местах сильно рассечена оврагами и долинами малых рек. Левобережье (южная часть) — наоборот, полого-увалистая, и на ней нередко встречаются гривы — вытянутые возвышенные участки, происхождение и геоморфология которых до сих пор не выяснены.

Археология

Близ Усть-Ишима в 2008 году была обнаружена древнейшая известная на 2016 год находка останков человека современного типа (Homo sapiens) — бедренная кость возрастом 45 тыс. лет, из которой была извлечена качественная ДНК, что позволило провести полное секвенирование генома. В ДНК усть-ишимского человека не было обнаружено генетических вариантов денисовского человека, а доля неандертальских генетических вариантов оказалась минимальна (как у современных азиатов).

 
 
Красноярское городище Усть-Ишимский район Омской области. Раскопки Е.М. Данченко

На месте находки установлен опознавательный знак Русского географического общества, а сам берег называется Берег Кроманьонца.

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №5
 

Также проведенные археологические раскопки показали, что в период неолита (IV тысячелетие до новой эры) здесь проживали в основном охотники и рыболовы. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок каменные орудия труда, фрагменты лепной керамики, кости животных и рыб. В Усть-Ишиме вы можете посетить следующие археологические объекты:

- городище «верхнее Аксеново-1» IX - XII вв., 0,8 км юго-западнее п. Аксёново;

- поселение «верхнее Аксеново-Ш» IX -XII вв., 0,5 км южнее п. Аксёново;

- 3 археологических памятника - курганные группы, городище, п. Кайсы;

- 2 археологических памятника - курганная группа и поселение, с. Паново;

- место стоянки отряда Ермака, с. Большая Тебендя;

- 2 археологических памятника - курганная группа и поселение, д. Ильчебага;

- городище «Эбаргуль» IX - XII вв., 6 км северо-западнее д. Эбаргуль;

- 4 археологических памятника - курганные группы, поселение и городище, п. Малая Бича;

- 4 археологических памятника - курганные группы, городища, д. Саургачи;

Флора и фауна

Усть-Ишимский район входит в число благоприятных в экологическом отношении районов Омской области и обладает богатейшими рекреационными возможностями, к которым относятся как водные: р. Иртыш, р. Ишим, р. Бича, р. Большая Тава, р. Верте-нис, р. Саргуска, р. Шулаш, оз. Эбаргуль (старица), оз. Татын, оз. Святое, так и лесные ресурсы.

Ландшафты района - это смешанные осиново-березовые леса с пихтой, елью, кедром, верховыми осоково-сфагновыми болотами. Далее к северу следует подзона хвойных лесов южной тайги с включениями реликтовой липы и элементов широкотравья (травянистых многолетних видов с сильно развитыми листовыми пластинками, свойственных подзоне широколиственных лесов умеренных широт)

Территория Усть-Ишимского района находится на стыке нескольких флористических зон, но большей частью в зонах подтайги и тайги. Местные жители привыкли делить окружающие их леса на «урман» - собственно сам лес с преобладанием темнохвойных пород и «урему» - пойменный лес состоящий из лиственных деревьев и кустарников. Из хвойных пород произрастают ель, пихта, сосна, лиственница и кедр (сосна сибирская), из лиственных — береза, осина, ольха. Для уремы характерны заросли талины (ивы), черемухи, рябины. Единственное широколиственное дерево на территории Усть-Ишимского района — липа сердцевидная.

Пространства занятые болотами представляют собой заросли различными мхами, осокой, багульником. Из ягод, имеющих промысловое значение для местного населения доступны: клюква (на болотах), черника, голубика, брусника (в сограх), костяника, малина, смородина, шиповник и земляника (в лесах и на опушках), в поймах рек нередки колючие заросли ежевики, изредка встречающееся княженика и морошка.

 
 
Княженика

Характерны для лесной зоны Усть-Ишимского района такие грибы как: подосиновики, подберезовики, волнушки розовые, рыжики кедровые, моховики зеленые, сыроежки пищевые, опята осенние.

Таежная специфика определяет и фауну района. Здесь водятся: белка обыкновенная, бурундук азиатский, различные мышевидные грызуны и землеройки, волк, бурый медведь, соболь, лесная куница, горностай, лось, заяц-беляк и другие. С севера на территорию района заходит на зимовку Северный олень, занесенный в красную книгу области. Также из «краснокнижных» животных встречаются росомаха и рысь. Из успешно интродуцированных животных можно отметить американскую ондатру и бобра (взамен истребленного в XIX в. западносибирского бобра).

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №9
 

Из крупных птиц наиболее известны глухарь обыкновенный, куропатка белая, рябчик, тетерев обыкновенный, сойки, кукушки и кедровки (ронжи). Из водоплавающих: гагары, чомги, утки разных видов. Болота и берега озер населяют различные кулики.

Из рептилий обитают ящерица живородящая, уж обыкновенный, гадюка. Из амфибий встречаются лягушка сибирская, лягушка остромордая, углозуб сибирский, жаба серая.

Видовое многообразие рыб в районе велико. В реках и пойменных заливаемых весной озерах ловятся щука, окунь, лещ, язь, ерш, елец сибирский, плотва сибирская (чебак), налим, нельма. В озерах: золотой и серебряный карась, линь. Последние пять лет стал встречаться ротан. В Иртыше и низовьях Ишима водятся занесенные в Красную книгу Омской области сибирский осетр, стерлядь и нельма.

Фауна, к ним же можно вставлять интересные природные объекты сразу с фото, контактами и как проехать

Озеро Черное по праву может считаться одним из чудес Усть-Ишимского муниципального района. О нем рассказывают множество легенд: и об утопленном в нем золоте сибирского хана Кучума, убегавшего от казачьей дружины атамана Ермака, и о живущем в его глубинах духе озера, принимающем образ огромной щуки, рвущей сети рыбаков… Но известно озеро не только преданиями: с конца 2014 года озеро Черное занесено в справочники как самое глубокое озеро Омской области. Экспедиция Обь-Иртышского управления по гидрометеорологии установила, что его глубина – 27,5 метров. Из-за его необычной формы и нетипично большой глубины многие думают, что озеро метеоритного происхождения.

 
 
Озеро «Черное», западный берег

У Черного озера много загадок: например, рыба в нем зимой никогда не гибнет от кислородного голодания. Это можно объяснить лишь наличием на его дне большого количества ключей. Но куда уходит вся это вода, если озеро бессточное? Так родилась легенда о подземной реке, связывающей Черное с другими озерами, а через них с Иртышом.

У Черного озера необычайно прозрачная вода. Летом в солнечный день с лодки можно рассмотреть дно до 7 метров в глубину. У этой воды нулевая жесткость, вода необычайно мягкая, или, как сказали бы в народе, «талая». Ее PH-баланс – 5,5, что соответствует кислотности кожи здорового человека. Кроме того, в ней содержится множество полезных для организма гуминовых кислот.

В Черном озере не водится распространенный во всех остальных озерах Усть-Ишимского района карась, а окунь и щука здесь достигают поистине огромных размеров. От долгого пребывания в насыщенной гуминовыми кислотами озерной воде они приобрели некоторые особенности. Так, например, окунь Черного озера, в отличии от своих обычных собратьев — черный с золотым отливом и ярко-алыми плавниками.

Удобное для стоянки место расположено на восточном берегу, на поляне окруженной сосняком.

Бакшеевские липняки - участок естественного произрастания липы сердцевидной в Омской области. Липы сохранились с доледникового периода, когда климат в Сибири был более влажным и тёплым. Расположены в пойме р. Бича, недалеко от деревни Бакшеево. Площадь липовой рощи составляет 125 га. В 1987 г. решением Омского облисполкома Бакшеев-ские липняки объявлены памятником природы;

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №13
 

Через район протекает река Иртыш и река Ишим, в которых обитает множество видов рыб: стерлядь, нельма, муксун, ряпушка, щука, окунь, судак, ёрш, налим; Ишим - левый приток реки Иртыш, по протяжённости считается самым длинным;

Река Ишим
 
Река Ишим

Также протекает река Большая Тава - правый приток Ишима. Длина её около 193 км и река Бича - Длина реки составляет 160 км. Правый приток реки Иртыш;

- оз. Большой Уват - озеро вблизи границы Тюменской и Омской областей за пределами Усть-Ишимского района площадью 179 км2. Вытекающая река Вертенис является притоком р. Ишим. В озере обитают окунь, карп, щука, ёрш, че-бак, пескарь. На озере часто случаются зимние замор-ные явления. Пригодно для летней и зимней рыбалки.

Никольские горы

Автодоступность, парковка: кроме периодов ледохода и ледостава. Парковка на обочине.

Никольские горы — одно из красивейших мест на севере Омской области. Если переправиться на находящемся здесь пароме на правый берег реки, справа от дороги турист увидит треугольный памятный знак, установленный Русским географическим обществом. Тропа от знака ведет на вершину высокого останца. Здесь расположены древние городища, до сих пор сохранились древние ров и вал. Еще до Первой мировой войны здесь проводились первые на территории современной Омской области археологические исследования.

С площадки древнего городища открывается изумительный вид на окрестности: излучину Иртыша, паромную переправу и райцентр за рекой. В хорошую погоду с городища можно видеть иртышский мыс, расположенный в 15 км от этого места.

У Никольских гор на Иртыше находится песчаный пляж с видом на шестидесятиметровые террасы. Можно здесь и порыбачить, тем более что клев всегда отменный. Никольские горы — отличное место и для зимнего отдыха. Здесь можно покататься на лыжах, санках или тюбингах. Подходят для зимнего катания на лыжах и тюбингах. На Никольских горах расположено несколько памятников археологии древней истории края. Городище Никольское I — место проведения первых археологических раскопок на территории современной Омской области (1913 г.)

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №15
 

Рыбалка

Озеро Черное (возле деревни хутор) — благодаря прозрачной воде и большой глубине пригодно для подводной охоты. В озере водится окунь и достигающая больших размеров щука. Озер доступно в начале зимы и летом в сухую погоду.

Озера Эбаргуль, Тюлюганское (Загваздинское), Мангулинское (Тебендинское) — крупные старицы Иртыша на которых круглый год населением вылавливается щука, окунь, плотва сибирская и серебряный карась. Озера доступны зимой и летом в сухую погоду.

Достопримечательности

— могила командира красногвардейского партизанского отряда венгра-интернационалиста К. Балога, погибшего в бою с белогвардейцами в 1919 г. Памятник установлен в 1921 г. в с. Усть-Ишим;

— дом, в котором размещался штаб 51-й дивизии Красной армии, с. Усть-Ишим;

— обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 гг., установлен 1951 г. в с. Усть-Ишим;

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №16
 

— место Усть-Ишимского острожка в южной части с. Усть-Ишим.

— Памятник погибшим за власть Советов;

— Памятник основателям Усть-Ишима;

— Ишимский острог, где начинал службу Ремезов Семен Ульянович(1642-1721 гг.);

— Памятник техники ИСУ-152;

Тяжелая самоходная установка ИСУ-152 была установлена в Усть-Ишиме в 1995 году в честь 50-летия Победы, в скверике возле здания милиции, где до этого стояла памятная стена, посвященная 350-летию Усть-Ишима. 8 мая состоялось открытие нового памятника. На торжественном митинге выступил начальник лаборатории кафедры боевых машин и автомобильной подготовки Омского общевойскового командного дважды Краснознаменного училища им. М. В. Фрунзе капитан Василий Михайлович Плесовских. Он объявил, что ИСУ-152 передается в дар от коллектива училища ветеранам Усть-Ишимского района «как память о вашей молодости, дорогие ветераны, которую вы провели на фронтах Великой Отечественной войны». Первоначально шефство над памятником было поручено Усть-Ишимской средней школе № 2. В память об этом событии директору школы Михаилу Ивановичу Плесовских был вручен Паспорт самоходной артиллерийской установки ИСУ-152. Так в нашем райцентре появился еще один памятник, напоминающий нам о подвигах наших земляков.

— Пакр им. Героев-сибряков;

Объекты паломничества и религиозного туризма

— Свято-Никольский храм с. Усть-Ишим 1906 г. постройки. Сейчас в церкви хранятся частички мощей некоторых святых: Петра и Февронии (покровителей семейной жизни), Святого Константина и двух его сыновей (Муромские святые), Священника Митрополита Московского и ещё очень многих святых.

 
 

Во время советской власти храм был разрушен, однако в 2005 году местная администрация приняла решение о восстановлении храма.На территории церкви установлен памятник основателям Усть-Ишима. На основе мраморной плиты, которую вытащили из р. Крушинки (она раньше служила надгробьем для одной из могил находящихся здесь). Время постройки 1904-1908 года. До революции в церкви хранилась Местночтимая икона Святого Николая Чудотворца. Единственная каменная церковь дореволюционной постройки на 100 километров в окружении с. Усть-Ишим. Имеется православный киоск.

Адрес: с. Усть-Ишим, ул. Советская, 31; 8 (38150) 2-14-10

— Мечеть «Алимбай»

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №19
 

Адрес: с. Усть-Ишим, ул. Горького, 16

— Обитель в честь Святого Василия Блаженного

Дата начала постройки 1911 год. Одна из двух деревянный церквей дореволюционной постройки сохранившихся в Омской области.

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №20
 

Адрес: д. Вятка, ул. Центральная

 

 

Учреждения культуры

БУК "Усть-ишимский краеведческий музей"

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №21
 

В Усть-Ишимском районе, таком богатом историческим прошлым, просто не мог не появиться свой музей. Вполне естественно, что, как и многие другие районные музеи, он начинался со школы. Сохранились воспоминания о том, что еще в 30-е годы XX века в Усть-Ишимской школе существовал небольшой музейный уголок. Но настоящая история нашего музея началась в 60-е годы, когда учителями-энтузиастами при школе была собрана уникальная обширная коллекция археологических, этнографических предметов и материалов по Великой Отечественной и Гражданской войнам, Ишимскому восстанию. В этом большая заслуга «первого летописца усть-ишимской истории» В. А. Фатеева.

Адрес: с. Усть-Ишим, ул. Горького, д. 13; тел. 8(38150)21745 museum.ust-ishym.ru

БУК "Усть-ишимски Центр культуры и досуга" Адрес: Горького, 1, 8 (38150) 2-15-98

На его базе работает два народных центра: Центр татарской народной культуры «Ялкын», Центр русской народной культуры «Старица».

Пять коллективов художественной самодеятельности имеют звание «Народный»:

- Вокальный ансамбль «Вдохновение»;

- народный татарский ансамбль «Чишмэ»;

- народный ансамбль танца «Туесок»;

- народный хор ветеранов «Живая память»;

- народный театр им.Л.Фатеевой.

А также по возрождению и сохранению народного творчества работает фольклорный ансамбль «Морошка».

Кинотеатр Победа, адрес:с.Усть-Ишим ул.Горького,1; тел. 8(38150)21120 , https://vk.com/public169239552

Кинотеатр «Победа»
 
Кинотеатр «Победа»

КУК "Усть-Ишимский межпоселенческая библиотека» Адрес: ул. Школьная, д. 24; тел. 8 (38150) 2-14-82 http://uishim-lib.omsk.muzkult.ru

История библиотек района берет начало с 20-х годов. В то время библиотеки имелись в Усть-Ишиме, Ашеванах, кроме того в Усть-Ишиме была изба-читальня. В конце 1960-х годов построили здание под библиотеку по ул. Горького (в настоящее время здание музея). В 1950-е годы появились первые библиотеки в селах при центральных усадьбах - Большой Таве, Ярково и др., затем постепенно стали открываться библиотеки в других населенных пунктах.

В 1980 году все библиотеки района были объединены в одну систему, а в1983 году библиотека переехала в здание по ул. Школьная, 24, где находится и в настоящее время.

Усть-Ишимские легенды

Озеро Черное расположено возле деревни Хутор. Воде этого озера приписывают целебные свойства. С ним связаны легенды о спрятанном золоте хана Кучума, о хозяине озера принимающем облик огромной щуки, о подземной реке связывающей Черное с другим озерами и Иртышом. В основном они повествуют о кладах с ханским золотом. Искали эти клады и на седьмой версте Кучумовой тропы и, конечно же, в известном Черном озере, что возле Тебенди. Да только все безуспешно.

Жил давно в Токмак-Таве, что на устье Тавы бедный юноша-охотник по имени Ахмет. Давно уже обходят звери стороной его капканы, не попадаются в ловушки, не встречаются следы их. Потому ходит он с луком за спиной и не имеет возможности пустить свою меткую стрелу в желанную добычу. Грустные песни поет детям его жена молодая, дожидаясь мужа с охоты. Но снова и снова приходит тот в пустой дом с пустыми руками.

Грустный идет он берегом Ишима, вдруг впереди в кустах мелькнул хвост рыжего лиса. Бросился Ахмет следом. Бежит не отстает, но и догнать не может. Бежит лиса кустами, пробирается Ахмет следом. Бежит рыжий по лесу, летит Ахмет за ним. Ныряет лиса под упавшие бревна, перепрыгивает стволы деревьев Ахмет.

Выбился из сил лис, устал от погони. Остановился лис и говорит: «Эх! Ахмет! Ахмет! Долго ты гонялся за мной. А в дом твой тем временем беда пришла. Напали на твою деревню злые кочевники - калмыки. Нет уже деревни твоей на реке Таве. Дома все пожгли, людей угнали и в рабство продали. Никого не осталось, кроме жены твоей да детей твоих. Успела она убежать и детей твоих увести, и ждут они теперь в лисьей норе, слезами умываются, тебя дожидаются. Отпусти ты меня, ведь и меня ждет жена моя и дети. А за это я тебе покажу дорогу к лесному озеру. Вода в озере полна рыбы. Леса вокруг дичью кишат. Никто не знает дороги туда, где спрятаны сокровища. Никогда не найдут тебя воровские люди и никто не найдет твоей юрты, коли сам дорогу к ней не покажешь. Ждет тебя спокойная и безбедная жизнь на берегу тихого Черного озера. Всегда будет у тебя дичи достаточно, рыбы довольно. Будешь ты вскоре обладателем несметных сокровищ».

Согласился Ахмет и увел свою семью на берег Черного озера. Пришли и видят на берегу колодец, а рядом с колодцем сидит слепой старик. Закричал бабай на пришедших, замахал руками, не подпускает их к колодцу. А и не нужен колодец, воды и в озере много хорошей. Поселились они, скот завели. Дичи кругом столько, что далеко и ходить не надо, сама к юрте выбегает. Рыбы в озере столько, что долго и ловить не надо, сама на берег выпрыгивает. Веселые песни поет его молодая жена. Нет голода больше в глазах детей. Сидит старик возле колодца, слепые глаза на небо смотрят. Кормят его Ахмет и жена, козьим молоком поят дети. Но никого не подпускает к колодцу злой бабай. И день так сидит, и другой. Вот уже и снегом все вокруг замело, а он все с места не сходит. Лето пришло весне на смену, охраняет слепой старик древний колодец. Уже и колодец осыпался, и сравнялся с землей, но не видит этого стражник слепой. Смерть, наконец, явилась за ним. Прошептал свое имя: - «Кучум». Ничего не сказал о сокровищах своих, так и унес в могилу тайну, где сокрыты они. С тех пор озеро и деревню, что выросла на месте юрты Ахмета стали называть именем Кучума.

Село Большая Тебеня. Согласно ремезовской летописи и местному преданию Тебединский князь Елыгай не только принес Ермаку ясак, но и привел ему «в честь и в дар» свою дочь, невесту одного из сыновей хана Кучума.

Окрестности деревни Тюрметяки:

Озеро Святое (Ола-Бурян). Легенда о хозяйке озера и найденных на его берегу священных камнях, хранящихся на Тюрметякской астане, с помощью которых можно управлять погодой. (В стародавние времена, когда леса были гуще, а реки полноводнее, в землях у устья Ишима проживал народ, само название которого давно стерто из памяти людской. Правил этим народом князь справедливый, правил ласкою, а не жесточью, и все было ладно в его владениях. Но не только доброта князя была тому причиной: на самом юге его земель находилось Озеро. Старшим звали его в народе, ибо не было главнее его озер, Святым озером нарекут его потомки. Раз в год, в день, когда солнце поворачивало на зиму, князь, как исстари повелось в его роду, приходил на его берега и приносил озеру богатые дары, прося не оставить в милости народ его. Вот отчего не переводилась в лесах дичь, а сети всегда были полны рыбы.

И была у того озера хозяйка — жрица, живущая на берегу в просторной избе, стоявшей в сосновом бору. Исполняла она обряды тайные и следила, чтобы люди, пришедшие к озеру, относились к нему с должным почтением. А еще хранила она реликвии священные озером ей данные — камни, найденные на берегу, с помощью которых можно было повелевать ветрами и дождями. Могли те камни давать ответ на вопрос любой. Даже исполнение желаний было им по силам, но за каждое исполненное желание требовали они дань великую — жизнь просящего.

В ту пору, о которой речь идет, пришло время молодому князю суженую себе подыскать, род княжеский продолжить. Объехал он все свои владения, но ни в богатых палатах вождей, ни в землянках простолюдинов не нашел он девы, что была бы люба сердцу его. Вот тогда и вспомнил князь о Хозяйке Озера и ее священных камнях и решил у них спросить, где искать судьбу свою. Приехал он в сосновый бор на берег озера, вышла его встречать Хозяйка. И узрел князь перед собой деву, ликом светлую как луна, в ясном небе ночном, с волосами цвета воронова крыла, в платье красном, соболями отороченном, в белой горностаевой накидке на плечах. И понял он, что не нужен ему никто другой кроме нее, что до скончания дней своих будет любить он одну лишь Хозяйку Озера. Однако ж и ей приглянулся молодой князь, и решили они тогда спросить у камней: дозволено ли им будет скрепить свой союз озерной водой и брачным ложем, но впервые за века промолчали камни не дав ответа.

Велика была любовь князя и Хозяйки Озера друг к другу, пренебрегли они грозным предзнаменованием и сыграли свадьбу. А так как нельзя было новой княгине уходить далече от этих мест, то поселились они здесь же, на высоком холме у Озера. Полетели беспечные дни, но недолго длилось счастье их. Через год пришли дурные вести: грозный степной хан собрал войско превеликое и ведет его на север по Ишиму реке. Напрасно княгиня спрашивала у священных камней совета, как отвести от народа своего погибель лютую — уж год как молчали камни, не слушали свою хозяйку. Тогда князь собрал своих воинов и выступил встреч войску хана, на прощание молвив жене:

- Что не день, буду слать тебе весточку: коли ладно со мною все — жди голубку белую, коли паду в сече кровавой — прилетит к тебе ворон черный.

Дважды прилетали к княгине голуби. На третий день на черных вороньих крыльях прилетела весть черная. Надела тогда она одежды траурные белые, распустила волосы по плечам и заперлась в своих покоях, никого к себе не пуская. А когда войско хана окружило их жилище на холме, взмолилась она камням и Озеру:

- Отдаю я вам без остатка жизнь свою,

об одном я вас лишь взамен прошу:

отомстите же за моего любимого,

пусть погибнет хан лютой смертью,

вместе с войском всем пускай сгинет он.

Лишь молвила она так, как средь бела дня поползли с озера клочья тумана. Все гуще и гуще становились они, и накрыло все окрестности покрывалом белым, как молоко, плотным, как пух талиновый и ни человечьим, ни звериным взглядом нельзя было разглядеть, что под ним делается. Лишь верхушку холма не тронул туман, а дойдя до берега реки Вертенис, повернул назад и схлынул в Озеро словно бы его и не было.

Стало тихо кругом, не слышно более ни стремян бряцанья, ни грозных выкриков воинов вражеских. Сгинуло в тумане войско ханское, лишь белесые кости человечьи да конские средь травы кругом были разбросаны. И как растаяли над Озером клочья тумана последние, так и княгиня в покоях своих рухнула замертво бездыханно.

Схоронили ее все на том же холме, с которого хорошо видно ее Озеро. Много лет прошло, холм стоял покинутый, и забыли бы люди о делах прошлого, если одной из летних ночей не расцвел на могиле Хозяйки Озера волшебный цветок папоротника. И поняли тогда люди, что не умерла она, а стала хранительницей этих мест. Часто видят ее в тумане над Озером: женщину с распущенными волосами в простом белом платье. Появляется она и в окрестных лесах. Доброму человеку она поможет: укажет дорогу заплутавшему, убережет от нападения дикого зверя, но если кто пройдет к Озеру с намерением недобрым в сердце того вселит она страх первобытный, и в ужасе диком побежит он прочь, да и свернет себе шею в овраге.

Река Вертенис. Легенды о происхождении реки и холма возле нее на котором расположено древнее городище. Легенда о косе семи девушек.

Когда русские в Сибири появились, татары их очень сильно боялись. Многие по лесам попрятались. Долго не выходили. В ту пору жили в Тюрметяках семь девушек-подруг. Решили они тоже в лесу схорониться. Ушли на Вертенис на речной косе построили себе землянку. В реке рыбу ловили, в лесу ягоды собирали, тем и питались. Долго так жили.

Но узнали про них русские, пришли на речную косу к их скромному жилищу. Испугались девушки, попрятались в землянку и чтоб не сдаваться подрубили деревянные опоры. Обрушился тяжелый земляной потолок и похоронил их заживо. Так и погибли все, а на том месте появилась река Вертенис.

Река Ишим. Легенда о Ишиме - В далеких краях жила одна женщина у которой было два сына близнеца, жили они среди гор в густом и дремучем лесу на берегу небольшого озера. Выросли оба мальчика и отправились мир посмотреть, невест себе поискать. Долго бродили они по земле, всегда вместе никогда не расставались, многих людей встречали они на своем пути и всем всегда помогали.

Разные были братья, один сильнее и крепче, всегда и во всем шел первым не раздумывая, надеялся больше на силу свою и упорство, другой послабее был, поспокойнее. Первый сразу за саблю хватался, второй прежде с мыслью совещался. Сильные были и красивые юноши, но никак не могли отыскать себе невест, либо девушки были не по душе обоим, либо влюблялись в красавицу вдвоем. И тогда отказывался младший от своей любви, а старший не хотел строить свое счастье на разбитом сердце брата. Снова и снова отправлялись близнецы вперед и много земель обошли, и много уже людей повидали.

Стали они замечать, что с каждым годом хуже становиться на земле, не прилетают птицы, не приходят звери. Решили они узнать в чем дело, дошли до другого края света, где горы в небо упираются, а горах тех огромная пещера ведущая к центру земли. Сильные ветры дули из этой пещеры, одноглазые шайтаны охраняли этот проход. Отсюда вылетали стаи птиц и разлетались по всему свету, но закрыли проход одноглазые слуги злого карлика. Звали карлика – Джиль-буган, был он хозяином ветра и снега, морозов и дождей. Посватался этот уродливый старик к молоденькой девушке, но отказалась она быть хозяйкой в его доме, посмеялась над стариком и братья ее смеялись и все другие люди смеялись. Разгневался злой карлик и решил наказать всех людей. Узнал откуда приходят на землю звери, откуда птицы прилетают, да и поставил слуг своих одноглазых, стеречь выход, не выпускать зверей и птиц.

Первый брат бьется со стражей карлика, второй сидит с мыслью собирается. Первый побил одноглазых и сам пал – в реку превратился, водой потек. Второй виновника людского горя догнал и убил, зверей и птиц повыпускал. Разбежались звери по всем лесам, разлетелись птицы по разным странам. Радуются люди, благодарят братьев, но не радуется джигит, горюет о брате. Долго ходил он один, не ел не пил, кончились силы его, сел он и заплакал. И побежали слезы его рекой, в туже сторону, куда и река, в которую его брат превратился, бежит, так и бегут они вместе по земле, как прежде вместе ходили. Большая река старший брат, бурная не укротимая, поэтому и название ей Иртыш - землерой, меньшую же реку за ее тихий и спокойный нрав назвали люди Ишим – спокойный.

Окрестности поселка Аксеново:

Урочище Пятый километр. Легенда о Хозяйке тайги встречающей охотников возвращающихся домой-(Раскисшая от проливных дождей пятьдесят третьего года насыпь Аксёновской узкоколейки «поехала»: шпалы «играли», рельсы расползались.
Сейчас уже забыто, что в сороковые и пятидесятые годы прошлого века заготовленную древесину из тайги часто вывозили железнодорожными составами. Не было еще мощных грузовиков с длинными прицепами. Леспромхозы строили специальные – до сотни километров длиной – узкоколейные железные дороги. Одна из таких узкоколеек, теперь уже заброшенных, Аксёновская, лежит на севере Омской области – в Усть-Ишимском районе.
Первые её рельсы начали укладываться летом 1948 года. А первыми рабочими при её прокладке стали заключенные. Позже в подмогу им пришлют репрессированных из числа западных украинцев. Дорога от прииртышской деревни Луговая-Аксёново шла на север – к речкам Кайтымка и Малая Бича. Начинавшись одной линией у деревни Луговая-Аксёново, которую позже переименуют в поселок Аксёново, в тайге она делилась на несколько направлений.
Так как дорогу строили заключенные, то их не жалели. Куда они, зэки, из-под охраны денутся? Тех, кто умирал от истощения и непосильной работы, закапывали тут же – в насыпи. Говорят, что если вечером в одиночестве пойдёшь по полотну узкоколейки, то обязательно услышишь плач и стон, рвущиеся из-под шпал.
Дорога велась среди болот. По гривам. Грива – штука извилистая, а узкоколейка должна быть прямой как стрела. Поэтому полотно шло без изгибов, связывая локти грив одной линией. Когда же насыпь спускалась с крутояра в болото, то в низину приходилось засыпать тысячи тонн песка, чтобы достичь следующего берега гривы. Из двух карьеров на берегу Иртыша денно и нощно месяцами подряд вывозили песок на лошадиных повозках. Дорожная лента над мшистой равниной порой поднималась до двенадцати, а то и пятнадцати метров в высоту. Иногда не слежавшийся песок полотна вдруг начинал течь вниз, засыпая сосны, берёзки, багульник, смородинник и зэков, копошащихся у основания полотна.
Очередной обвал случился в мае 1949 года на пятом километре дороги. Мастер отправил бригаду заключенных на трамбовку в глубокий каньон, образованный крутым склоном гривы и десятиметровой стеной насыпи.
– Полотно только вчера насыпали. Дайте песку улежаться хотя бы пару суток, – вступила в спор с мастером одна из баб. – Чуть-чуть тронем бока – и насыпь поедет. Там бежать некуда. Нас, как в могиле, на два метра с вершком закроет.
– Невелика убыль, – небрежно отмахнулся мужик. – Страна большая. Других пришлют. Вам, дурам, о другом надо помнить. Наряд не выполните – без ужина останетесь.
– А теперь, ты, запомни, гад ползучий, - вдруг потеряла всякий страх одна из баб, – ежели с нами что случится, я тебя, мертвая, с этого света сживу.
Мастер угроз не испугался:
- Меня тут за последний год много и по-разному пужали. Если бы каждый раз труса праздновал, то до сих пор и на километр бы от Аксёново не отошли.
Мастер был из первых переселенцев, из тех, кто еще в 1947 году в числе тридцати работников высадился в прибрежной деревне Луговое-Аксёново с катера «Буревестник». Вместе с другими, ведомый начальником лесопункта Константином Петровичем Кругловым, рубил просеки, намечал направление будущего железнодорожного полотна.
Он же весной следующего года встречал пароход «Казахстан», плавучую иртышскую тюрьму, из трюмов которой на свет божий выползали, подгоняемые конвойными, истощенные мужики и бабы.
Их, не дав людям отдохнуть от долгого тяжкого пути, быстрым шагом, почти бегом, погнали в тайгу. В полукилометре от иртышского берега разделили на бригады и заставили пилить растущий тут же столетний сосняк. Вкапывались в землю столбы, их связывали общими прожилинами, к прожилинам прибивались заостренные сверху плахи из распущенных тут же продольными пилами бревен. Ограда росла на глазах. Конвой безжалостно бил прикладами карабинов каждого, кто засыпал на ходу, и забивал насмерть любого, кто от усталости не мог подняться.
За сутки зэки построили для себя клетку – огороженный тыном квадрат таежной земли размером двести на двести на метров. Только тогда несчастным позволили делать шалаши и дали время поспать. Потом они строили бараки для себя и рыли глубокие землянки для охраны; в землянках тепло сохраняется лучше, чем в щелястых бараках.
Потом из невольников отобрали тех, кто посильнее, и повели их вглубь тайги за 16 километров от Аксёново. На берега речки Кайтымки, ее название с татарского переводится как «Поворачивай обратно». Там невольники снова ставили бараки и рыли землянки. Не прошло и двух недель, как зэки отстроили тюремный лагерь, которому дали название поселок Кайтым.
Полотно узкоколейки заключенные принялись прокладывать одновременно из Аксёнова и Кайтыма навстречу друг другу. Разгружали привезенный на конных телегах песок, трамбовали насыпь, клали шпалы, крепили к ним рельсы.
Платформы с лесом по новым рельсам застучали уже через год. Нет, узкоколейка не была построена на все плановые шестнадцать километров. Но до пятого километра от леспромхоза, куда к разъездным путям тянули на лошадях заготовленную в округе древесину, рельсы уже подвели. По этому же участку дороги и песок для насыпки остального полотна на платформах повезли. Чем больше песка, тем быстрее и выше возводится насыпь… И тем чаще она осыпается, потому что не успевает сама собой под собственным весом утрамбоваться.
…Мастер послал зэчек трамбовать склоны насыпи – и они пошли. Куда им деваться? Не подчинишься приказу или не выполнишь норму - пайку на треть, а то и наполовину срежут. С половинной пайкой на второй день норму совсем выполнить трудно. И снова половинная пайка. Прямой путь в доходяги, а потом - в мертвецы.
Послал мастер зэчек трамбовать склоны насыпи – и они пошли. И завалило их. И никто по ним не плакал. Из списков заключенных, вроде как умерших от разных болезней, вычеркнули их – вот и вся память.
А мастер вскоре начал примечать, что будто бы судьба специально стала над ним зло подшучивать. Шишка из лап белки на сосне выпадет - обязательно ему по затылку съездит; ронжа летит, нужду в воздухе справит – обязательно на мастера угадает. И так каждый день. Смеются над мужиком вокруг все кому не лень: от вольных работников до затюканных зэков.
Потом стало хуже. Пойдет мужик смотреть, как заключенные лес валят – и чудом жив останется. Лесину чуть-чуть больше половины пропилили, а она вдруг падает – и прямо на мастера. Отскочить успевает, но ветки лицо до крови издерут. Или идет по краю насыпи, а она под ним, давно слежавшаяся, вдруг ухает вниз – у мужика одна голова из песка торчит. Вытащат его рабочие, отряхнут, а сами тут же отойдут подальше. Понимают: суроченный мужик, не набраться бы от него порчи.
Дальше-больше. Стала к мастеру та женщина, погибшая по его вине и грозившая ему карами, впервые во сне приходить, а потом и наяву являться.
– Что, – зло выговаривает, – выслужился? Плохо тебе? Так я над тобой еще не издевалась по-настоящему. Дождешься большего. Загниешь живьем.
– Уйди от меня, проклятая, – машет мужик руками. Только от него не баба, а подчиненные отскакивают.
- Не уйду, – не боится его криков бывшая заключенная . – Меня сюда наш председатель колхоза за богом данный дар избавления от хворей сослал. Людям я помогала: мужчине от чахотки вылечиться, бабе какой с родами справиться. Он же меня из-за дел своих непотребных боялся. Вот и написал кляузу, будто я зерно с тока таскаю. Тебе жизни не даю, и ему не дам. Живой зла никому не чинила, а мертвой меня на всех вас, подлецов, хватит.
Пошел мастер по бабкам снадобье от злопамятной заключенной искать, только все без толку. Не находилось в округе сильнее целительницы, чем погибшая. Свихнулся мужик. Голоса разные, которые у нас в Сибири «хмельниками» зовутся, стали в тайгу ночами заманивать. Нашли его однажды утонувшим в болоте.
Глядя на судьбу мастера, и остальное начальство – от охранников до инженеров леспромхоза – поласковей стало. Но не само собой, не беспричинно. Топает иной вертухай в сумерках по шпалам – вдруг перед ним девушка статная из темноты появляется. Слова не скажет, только глянет зло – и охраннику довольно. Тот глазами разом в землю: мол, знаю, Девушка, свою вину, знаю. Зря сегодня заключенного из второго отряда наотмашь в ухо ударил. Назавтра задобрить обиженного пытается: кусочком сахара угостит или махорки на цигарку отсыплет.
В пятьдесят третьем году, после смерти Сталина, прошла по России большая амнистия. Тюремные бараки в Аксёново и Кайтыме враз в рабочие общежития превратились. Мало кто из заключенных после амнистии домой подался. Наоборот, жен и мужей в Аксёново вызывали. В леспромхозе заключенным было плохо, а вольным – хорошо. Зарплаты большие, в магазинах полки товарами забиты, дома под жилье строились быстро.
Не стало прежнего зла, холода и голода, а Лесная Девушка, как свидетельство минувших страшных времен, осталась. До сих пор является людям. Помогает найти дорогу заблудившимся, укоряет (взглядом – и этого хватает) жадных охотников. Но чаще всего учит терпению в горе, поведав, сколько времени до светлых денечков осталось. Человеку в горе для поддержки надо немного: скажи ему пару теплых слов – и поможешь пережить трудную пору. Лесная Девушка о том хорошо знает. Сама при жизни много настрадалась.

Уникальная еда

Туристом могут быть интересны блюда татарской кухни: чак-чак, бишбармак, баурсаки и др.

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №23
 

В связи с большим количеством рек и озер, отличительной особенностью местной кухни является большое количество рыбных блюд.

Природно — лечебные ресурсы

Природно - лечебные ресурсы приписываются воде озера Черного расположенного возле деревни Хутор, обладающего лечебными свойствами. В его воде содержится много гуминовых кислот сейчас начинающих активно использоваться в медицине и косметологии. Ph-баланс этой воды равен 5,5, что соответствует кислотно-щелочному балансу кожи здорового человека.

Мероприятия и праздники

Праздник Севера

"Праздник Севера" проводится в Омской области с 1971 года и ни разу не прерывался.

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №24
 

Изначально в комплексных соревнованиях принимали участие лишь команды 11-ти северных районов. С 1976 года спартакиада стала областной, с 1991 года принимают участие все районы Омской области.

В программу "Праздника Севера" входят 12 видов спорта: лыжные гонки, биатлон, зимний полиатлон, шорт-трек, конькобежный спорт, хоккей с шайбой, мини-футбол на снегу, шашки, скоростная радиотелеграфия, мотокросс, соревнования среди семей, областная спартакиада школьников. Праздник проходит в различных северных районах Омской области.

Сабантуй, д. Большая Тебенда

Сабантуй - самый яркий и долгожданный татарский праздник. На него съезжаются все друзья и родственники, приезжают гости из соседних сел и всего района. В Усть-Ишимском районе бережно сохраняют татарские традиции. Всех участников праздника ждет праздничный стол, где кроме традиционных татарских блюд присутствуют блюда из рыбы, которой так богата Большая Тебендя. Также во время праздника всех гостей ждут яркие выступления национальных коллективов.

История края

Село Усть-Ишим расположено на левом берегу Иртыша. Удобное расположение у слияния двух крупных рек способствовало раннему заселению этого края человеком. Древнейшая обжитая и наиболее приподнятая часть территории нынешнего села находится на левом берегу речки Крушинки (часть улицы Советской со зданиями церкви и администрации). Это место некогда называли городком. Известным краеведом А. Ф. Палашенковым, посетившим в 1962 г. Усть-Ишим, в старой части села были обнаружены фрагменты керамических сосудов. Самые старые из них относились к третьей четверти второго тысячелетия до нашей эры, то есть к бронзовому веку.

УСТЬ-ИШИМСКИЙ РАЙОН информация для туристов, изображение №25
 

С конца XIII в. на территорию таежного Прииртышья с юга начинают проникать тюркские племена. Сохранилась легенда, согласно которой первоначально владения татар в Сибири находились в устье Ишима. Их столицей был город Кызыл-Тура (Красный Город) стоявший вероятнее всего на противоположном от Усть-Ишима берегу Иртыша. Известно, что во времена Сибирского ханства на месте нынешнего Усть-Ишима стоял татарский городок Ишим-Тамак. В 1585 г. в устье Ишима произошла битва между дружиной Ермака и войском местного правителя. Позднее вошел в состав Сибирской линии обороны.С завоеванием Сибирского ханства русскими, местное население было обложено данью - ясаком. Однако Тебендинская волость, куда входило и поселение Ишим-Тамак, в 1630 г. подверглась нападению кочевников калмыков, которые разграбили многие татарские юрты (деревни). Посланный вдогонку отряд из Тары настиг налетчиков на Ишиме у урочища Кош-Карагай и сумел отбить пленных. Однако в том же году из Москвы в Тару был прислан царский указ, где говорилось, что татары "нижних Тарских волостей, для оберегания их просят поставить на Ишим-реку заставу русских людей". Татары обещали построить "усть Ишима-реки русским людям острожек. А по вестям (при известии о приближении кочевников), учнут в тот острожек вбегать с женами и детьми, а из острожку по вестям же учнут ходить на промыслы". В ответ на челобитную ясашных татар было велено "в том месте острог поставить, изыскав крепкое и угожее место и к реке и к воде и людей в нево служилых русских с вогненным боем поставить". В соответствии с этим указом в 1631 г. на левом берегу Иртыша в километре ниже ишимского устья был поставлен Ишимский острог. Этот год и принято считать годом основания Усть-Ишима.

Положение острожка позволяло взять под контроль водный путь и сухопутную дорогу, соединявшую Тобольск с Тарой. В Ишимском острожке под началом отца, тобольского сотника Ульяна Мосеева (Ремезова), начинал государеву службу простым казаком будущий историк, картограф и первый сибирский архитектор Семен Ремезов.

С момента своего возникновения Ишимский острог занимал несколько особое место в линии русских укреплений по Иртышу: во-первых, он был ключом к водному пути по Ишиму на юг в казахстанские степи к соленым озерам; во-вторых, находился на половине пути между Тобольском и Тарой и служил удобным перевалочным пунктом. Поэтому он не исчез даже когда русские границы отодвинулись далеко на юг и острожек, потеряв свое военное значение, превратился в заурядную тыловую крепостицу.

В 1720 г. на его месте была основана Усть-Ишимская слобода, в которой поселились русские крестьяне и отставные служилые люди решившие сменить саблю на плуг. Русские первопоселенцы с самого начала должны были соседствовать здесь с коренным народом - сибирскими татарами. Несмотря на то, что русские и татарские дома зачастую стояли рядом, в устье Ишима до начала ХХ в. четко выделялось два населенных пункта: русский - Усть-Ишим и татарский - Саргатка. В 1868-69 гг. в ней уже насчитывалось 44 двора русских крестьян. Существовала также православная церковь. Здесь же находилось волостное правление Саргатской ясачной волости, объединявшей татарские деревни на территории нынешнего Усть-Ишимского района. Для торговли и обмена дважды в год на 9 мая и 6 декабря (дни, посвященные чудотворцу Николаю) в Усть-Ишиме собиралась Никольская ярмарка.

После октябрьского переворота 1917 г. и последовавшим за ним периодом многовластия Усть-Ишим в конце концов оказался под контролем правительства А.В. Колчака. В сентябре 1919 г. Усть-Ишим был взят 454 полком Красной армии, но вскоре оставлен под натиском белых. Однако уже 8 ноября вновь был взят красными, на сей раз окончательно. С установлением советской власти в Сибири Усть-Ишим стал центром волости (4 августа 1920 г.), в которую вошли близлежащие русские деревни и села. Все окрестные татарские поселения по-прежнему относились к Саргатской национальной волости, в которой даже делопроизводство велось на татарском языке арабскими буквами.

В 1924 г. произошло упразднение волостей. Усть-Ишимская, Слободчиковская, Тавинская, Кайлинская и Саргатская волости были объединены в один район с центром в Усть-Ишиме. В 1926 г. прошла первая всесоюзная перепесь населения, по ее данным в Усть-Ишиме насчитывалось 135 хозяйств с населением 473 человека.

В конце 1920-ых гг. татарское село Саргатка окончательно исчезло, полностью слившись с Усть-Ишимом. Однако деление по национальному признаку еще долго сохранялось. Даже колхозов в Усть-Ишиме было два: русский - "Память Ленина" и татарский - "Вторая пятилетка". В двадцатых годах впервые в Усть-Ишиме была открыта татарская школа, дом под которую отдал богатый татарин Таушев. В 30-е гг. село, ставшее районным центром, быстро росло.

Послевоенное время - период бурного строительства и улучшения жизни населения. В 1946 г. в райцентре появился аэропорт. После постройки взлетно-посадочной полосы в 1974 г. Усть-Ишимский аэропорт смог принимать самолеты АН-24 и чехословацкий Л-410. Возросшие грузоперевозки потребовали развития и речного транспорта.

В начале 80-ых гг. Усть-Ишимская пристань получила статус порта. Было построено здание речного вокзала, установлен большой портовой кран, в устье Ишима в поселке речников Затоне открылась ремонтно-эксплуатационная база флота. В 1980-ых гг. был построен больничный городок, в котором выросли новые корпуса хирургии, терапии, детского отделения, поликлиники. Село стало быстро развиваться.

Объекты размещения

Гостиница «Иртыш», с. Усть-Ишим, ул. 40 лет Октября, д. 107, тел. 8 (38150) 2-19-70

Гостиница ИП Величко Т.П., с. Усть-Ишим, ул. Горького, 32 тел. 8 (38150) 2-13-34

Где пообедать?

Кафе «Жемчужина», с. Усть-Ишим, ул. Горького, д. 32.

Кафе «Восточная кухня» с. Усть-Ишим, Советская ул., 53 тел. 89081106598, 89059435747;

Шашлычная «Singarella» село Усть-Ишим, Горького, 30.

Туристические маршруты

«Вертенис в краю легенд» - река расположенная в окрестностях деревни Тюрметяки. Издревле эти окрестности считались святыми для народа , сибирских татар: святое место «астана», река Вертенис и озеро Святое (Ола-Бурян), множество городищ эпохи средневековья.

«Место постройки Ишимского острога» - крупнейшее русское укрепление на реке Иртыш между г. Тобольск и г. Тара в XVII в. В нем начинал службу Семен Ульянович Ремезов.

«Таежная обитель» - деревянная церковь во имя Святого Василия Блаженного в заброшенном селе Вятка.

«Усть-Ишимский человек» - древнейший надежно датированный Homo Sapiens в мире живший 45 тысяч лет назад. Место носит название Берег Кроманьонца.

«Кызыл-Тура — первая столица Сибири», - Красный город — столица первого государства сибирских татар Ишимского ханства.

Как добраться?

Регулярное автобусное сообщение с областным центром обеспечивает АО «Омскоблавтотранс» и ряд частных перевозчиков.

Омский автовокзал: пр. Комарова, 2, тел. 8 (3812) 35-66-88 https://omskoblauto.ru/

Усть-Ишимская Автостанция: ул. Советская, 59, тел. 8 (38150) 2-19-98

Для туристов

Баня, с. Усть-Ишим, ул. Советская, 92

Автостанции и заправки:

АЗС Топлайн, с. Усть-Ишим, ул. 40 лет Октября, 42

Шиномонтаж , с. Усть-Ишим, ул. 40 лет Октября, 89А

Автосервис ИП Хоробрых, с. Усть-Ишим, ул. Агалакова, 6; тел. +7 (950) 787-17-88

Экстренные службы: Дежурная диспетчерская служба (8-381-50)2-13-00

Скорая помощь — 103

We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…