«Большой лог», Алексей Фомин

Бренды Омска

Большой Лог


Глядя на то, как открытые археологами древние городища становятся туристическими центрами в Свердловской, Томской, Тюменской областях, всякий раз удивляешься нерасторопности омичей, ничего подобного даже не предпринимающих. Как будто к тысячелетним древностям мы не имеем никакого отношения. А меж тем в Омской области их достаточно, чтобы гордиться богатой историей своей земли. Жителям областного центра и ездить далеко не надо. Прямо в черте города, в 12 километрах от устья Оми расположено древнейшее городище времен Египетских пирамид. А что мы о нем знаем? Только то, что открыл его в 1937-м году подросток Иван Кулагин. Если вообще когда-нибудь о нем слышали.

Открытие Большого лога

Как мог простой школьник открыть древнейший археологический памятник? В тех еще 30-х годах прошлого века? Расположенный к тому же далеко от города, в месте, где в то время практически никто не жил?

Об этом сегодня можно только догадываться. Вероятно, паренек ходил к мысу рыбачить. На лодке ли с отцом или пешочком. Кончилась наживка, копнул паренек червей под горой, глядь, а там в земле глиняный горшок с необычным орнаментом. Отнес в школу, показал учителю, а тот уже связался с музейными работниками.

Они, в свою очередь, поставили в известность краеведа Александра Палашенкова, который и заманил в Омск из Москвы этой находкой научную знаменитость. Как бы то ни было, но городищем Большой Лог мы обязаны именно школьнику Ване Калугину. История благосклонно сохранила его имя. Ну а дальше взялись за дело профессионалы. Владимир Чернецов по приглашению Александра Палашенкова смог приехать в Омск только после войны. Исследования проводились, начиная с 1945 года. Но научное открытие Большого Лога произошло только в 1951-м году, когда вышла статья Чернецова и Мошинской с сенсационным сообщением о том, что в городище на реке Оми люди жили на протяжении нескольких тысячелетий! Археологические находки красноречиво свидетельствовали о жизни в том месте людей в бронзовом веке, раннем железном и в позднем средневековье.

Богатое наследие

Раскопки москвичей охватывали совсем не значительную часть территории Большого Лога, около 400 квадратных метров из 3 тысяч, которые, по мнению Чернецова, занимало городище. Но найдено было столь много древнейших артефактов, что доказательная база научного открытия была собрана с избытком. К сожалению, все обнаруженные москвичами в Омске артефакты благополучно отбыли в Москву, где и остались.

В 1965-м году за Большой Лог взялись уральские ученые под руководством еще одного светилы археологии Владимира Генинга. Он приступил к работе более основательно, чем Чернецов. Силы позволяли исследовать около тысячи квадратных метров городища. И уральцам просто несказанно повезло. Им удалось собрать за один сезон огромную коллекцию артефактов разных эпох и культур, которая теперь принадлежит Уральскому университету.

Омские археологи добрались до Большого Лога лишь в начале 90-х годов. Борис Коников вспоминает, как с группой своих студентов педагогического института увидел на городище удручающую картину: дачники распахали часть древнейшего археологического памятника под посадку картошки.

Именно это и определило направление раскопок. Было решено спасти то, что уже находилось чуть ли не во вскрытом состоянии. И как это часто бывает по русской поговорке «Не было бы счастья, несчастье помогло», обнаружил то, что не удалось найти ни Чернецову, ни Генингу: кулайское святилище. Пока единственное на территории Омской области.

Древние люди кулайской культуры ( таежные воины, как их чаще всего называют – охотники, рыболовы и собиратели ) верили в Верхний, Средний и Нижний миры и не чурались человеческими жертвоприношениями. Жертвы эти своим богам они приносили в святилищах. В доказательство чего Борис Коников и обнаружил человеческий череп европеоидно-монголоидной расы ( каковыми и были кулайцы ) с треугольной дырой в лобном месте. В святилище были обнаружены и другие ценнейшие артефакты, среди которых роговой гребень с венчающими его двумя утками ( излюбленная птица на изделиях кулайской культуры – середина 1 тысячелетия до нашей эры – середина 1 тысячелетия нашей эры ).

Культурная многослойность

Однако, вовсе не таежные воины - кулайцы первыми поселились на удобном высоком мысу на Оми. Большой лог еще называют городищем ирменцев. Они пришли на берег Оми раньше кулайцев. Появление ирменцев в Западной Сибири относят к 3 тысячелетию до нашей эры, к эпохе ранней бронзы. Это было скотоводческое население Приобья, известное в археологии как ирменское по поселению на реке Ирмень в Новосибирской области. Особо крупные размеры ирменский поселок на Оми приобрел к 10 – 8 веку до нашей эры. «Это очень яркая культура, блестяще владевшая искусством плавки изделий из бронзы, - говорит Борис Коников, - Все музеи мира могут только гордиться наличием у них артефактов ирменской бронзы». Ирменцы были и первыми земледельцами в Сибири. Они хорошо знали, что такое плуг и соха почти 5 тысяч лет назад! Они же одними из первых на Земле стали разводить лошадей не для еды, а для транспортных целей. От культуры ирменцев оставался только один шаг к верховой езде и конному войску, совершившему переворот в жизни древних народов. Вполне вероятно, что, ирменцы получили это культурное наследие от древних Ариев – андроновцев, что ничуть не умоляет огромную ценность ирменской культуры. И артефакты ее присутствия в Большом логе были найдены в изобилии.

Вслед за ирменцами пришли на Омь таежные воины. Они были, конечно, воинственными. Как и все в те времена, кто хотел сохранить свой род. Но даже кулайцы с их человеческими жертвоприношениями предпочитали не вступать в открытое противостояние с коренным народом. Они селились на свободной земле. Да и штурмовать надежно укрепленное с трех сторон самой природой городище ( крутой берег реки высотой до 25 метров и глубокие овраги справа и слева ), было делом безнадежным. Можно только предположить, что ирменцы покинули свое городище на Оми, и его заняли кулайцы в 5 – 6 веке до нашей эры. Они не уничтожили покинутое поселение, а укрепили его и отстроили заново. Некоторые ученые считают кулайцев предками самодийцев – древних угров и хантов. Другие считают, что ханты и манси к кулайцам не имели никакого отношения. Для нас же важно, что кулайскую культуру в Большом Логе сменила на рубеже веков культура самодийская, которая и просуществовала там вплоть до средневековья нашей эры. Самодийцев вытеснили на далекий Север не только с Оми, но и со всей Западной Сибири кочевые племена татар предположительно во времена Чингизхана. Ненцы, как самое большое племя самодийцев, освоило, благодаря этому нашествию татар Таймыр. А в Большом Логе с тех пор поселились сибирские татары. Они и придали этому месту признаки не городища, а города, где были разнообразные ремесла и чеканились деньги. Борис Коников допускает, что в эпоху хана Кучума в Большом логе стояла мечеть.
Исламизация Западной Сибири как раз и происходила в позднее средневековье – в XIV – XVI веках.

Об этом мы уже писали, когда рассказывали о загадке датировки поселения Ашеваны в Тевризском районе. Скорее всего, не при Ермаке, а только после прихода в устье Оми Ивана Бухгольца со своим отрядом, татары ушли из своего города, который затем уже никому не понадобился. Обветшал, развалился, зарос сорняком, покрылся слоем разложений…

Выветрился из памяти даже тех, кто когда-то, видимо, его обнаружил. К примеру, казаков, объезжавших далеко по степи Омскую крепость. И только в 1937 году омский школьник Иван Калугин, сам того не ведая, обнаружил древнее городище!

Уникальный исторический памятник

Как это ни печально, но кроме Большого Лога в Омске не сохранилось ни одного древнего археологического памятника, на территории которого можно было бы поставить музей, внести его в туристическую инфраструктуру города. Практически равнозначная Большому логу по своей тысячелетней истории Омская Площадка давно застроена. Ее печальная судьба предупреждает нас и о возможном будущем Большого лога. Он сохранился просто чудом. Вокруг – сплошные дачные кооперативы. С территории археологического памятника растаскивают культурный слой. Для дачников – это гумус – плодороднейшая земля. Холмы, окружавшие Большой Лог, о которых писал Палашенков в своих исследованиях, давно срыты тракторами. По мнению профессора Коникова, под этими холмами, наверняка, были древние захоронения тех же ирменцев и кулайцев. Тем не менее, археологические исследования Большого Лога за 65 лет после их начала затронули только треть всей его площади. Он продолжает хранить в себе тайны, которые только предстоит открыть следующим поколениям, если мы сохраним для них Большой Лог. Не требуется много вложений, чтобы огородить территорию, сделать ее охраняемой. Вне всякого сомнения, уникальность этого исторического памятника, его месторасположение на Оми и красота привлечет туда туристический бизнес. Городище можно будет реконструировать, разместить там музей археологических находок ирменской, кулайской, самодийских культур и более поздней культуры Сибирских татар. И не такие уж это несбыточные мечты для отцов миллионного города, жители которого практически ничего не знают о богатейшей истории места, в котором они родились.


Фото автора: вид на Большой Лог с левого берега Оми.

We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…